52. Это -
Писание всем людям,
Чтоб назидались им и знали,
Что Он - единый Бог для
всех, -
И чтобы мыслящие этим
проникались.
Коран. Сура 14 ИБРАХИМ |
По
свидетельству Абу Хурейра (да
будет Аллах благосклонен к
нему!), который передал нам
слова Пророка (да благословит
его Аллах и приветствует!):
Вера в Бога Единого заложена в
каждом ребенке отроду, и только
его родители делают его иудеем,
христианином или язычником*.
Хадисы Пророка. Хадис 157
* Смысл этого хадиса
заключается в том, что всех
истинно верующих людей
объединяет вера в Бога - Творца
всего, что суще. Человек,
уверовавший в Бога Единого и
добровольно предпочитающий
жить по Его вероуставу,
называется
"мусульманином", т.е.
"послушным Господней
воле". Разнят верующих людей
структуры, построенные на вере,
и эти структуры, несомненно,
несут отпечаток
пространственно-временных и
национальных ценностных
ориентаций различных этносов.
Что касается Ислама, то это
никоим образом не религиозная
структура, это образ жизни,
построенный исключительно на
уложениях Господнего
вероустава с несомненным
учетом приобретаемого
научно-технического знания, к
освоению которого нас
настоятельно призывает Кор'ан;
причем практическое
использование этого знания
должно быть поставлено под
неукоснительную управу
нравственных прерогатив
Ислама, ибо действие "в
обход" приводит к тем самым
экологическим (достаточно
вспомнить аральскую,
чернобыльскую и др. трагедии),
социальным и политическим
катаклизмам режимов
(поставивших себе на службу
новейшие военные технологии,
включая достижения в области
физики, химии, биологии и т. п.),
о которых нас так часто
предупреждает Священный
Кор'ан.
Религиозное миросозерцание
издревле характеризовалось
идеей пророка, или посланника
Божьего, человека,
находящегося в особом, личном
отношении к Богу, получающего
откровения свыше и
становящегося посредником
между Богом и людьми, которые
через него получают священный
закон и Писание.
У иудеев таким посланником был
Моисей, передавший своему
народу святой Закон - Тору;
христианство сформировалось с
приходом Иисуса Христа,
принесшего Евангелие; и
наконец, ислам сложился с
приходом посланника Мухаммада
и священной книги - Корана.
Название "расулу-лла",
которое обыкновенно дается
Мухаммаду и им самим, и его
последователями, значит
"посланник Божий",
"человек, получивший миссию
от Бога". "Если видеть во
всемирной истории дело случая,
результат внешнего
механического сцепления
мелких факторов, тогда,
конечно, Мухаммед не имел
никакой миссии, но единственно
только потому, что с этой точки
зрения вообще никто никакой
миссии иметь не может. Если же
признавать в истории
внутренний смысл и
целесообразность, тогда, без
сомнения, такое огромное
мировое дело, как создание
ислама и основание
мусульманской культуры, должно
иметь провиденциальное
значение, и миссия
Мухаммеда не может быть отнята
у него; а способ, каким он
получил ее, совершенно
согласуется с психологическим
опытом и историческими
аналогиями" (Моисея и
Христа).
Такова позиция по этому
вопросу одного из крупнейших
философов, профессора
С.-Петербургского университета
Владимира Сергеевича
Соловьева (1896 г.).
Понятие о Едином, истинном Боге
и необходимости чистого
служения Ему существовало еще
до Мухаммада между теми
арабами, которые не приняли ни
иудаизма, ни христианства и
назывались
"отделившимися", или,
по-арабски, "ханифами", что
впоследствии стало обозначать
последователей древней веры
Авраамовой, - в этом смысле и
Мухаммад называет себя
ханифом. Мухаммад решительно
отклоняет от себя притязание
быть основателем или первым
провозвестником ислама. "Ислам, - говорит
он, - это религия Ноя (Нуха),
Авраама (Ибрахима), Моисея
(Мусы) и Иисуса (Исы)".
(См. С. 42, ст. 13, и далее по Корану
см. С. 3, ст. 84). Это единство и
древность ислама заставляют
Мухаммада осуждать всякую
религиозную исключительность
и требовать одинакового
признания всех исторически
различных проявлений истинной
религии (см. С. 4, ст. 150; С. 3, ст.
64-68; С. 2, ст. 135-136). "Мухаммед
нигде не выставляет учение
Корана как высшую ступень
религиозного развития, -
признаваемое им превосходство
этого учения, равно как и веры
Авраамовой, с которой оно,
безусловно, тождественно,
состоит не в большей полноте
или высшем развитии
религиозной истины, а
единственно только в том, что
здесь эта истина остается в
своей первоначальной чистоте:
"Наша вера чиста". Все
пророки получали чистую веру с
неба ("Меж
ними Мы не делаем различий", -
говорит Аллах), но
затем она искажалась частью по
вине людей (книжниками,
фарисеями, первосвященниками),
частью от действия злого
духа", - продолжает Вл.
Соловьев в своем глубоком
анализе вероучения ислама.
Ислам не имеет предубеждений
против каких-либо пророков, не
обнаруживает пристрастия к
одним и нелюбовь к другим, -
ислам принимает всех их как
Божественную милость к
человеческому роду, какие бы
имена они ни носили и к какому
бы народу ни были посланы.
"Это единство и древность
ислама, как религии Авраама,
Моисея и Иисуса, заставляют
Мухаммеда осуждать всякую
религиозную исключительность
и требовать одинакового
признания всех исторически
различных проявлений этой
единственно истинной
религии" (Соловьев Вл.
Магомет. Его жизнь и
религиозное учение // Собрание
сочинений. Спб., 1886 - 1896. Т. 6. С.
567).
Корень СЛМ (са-ли-ма), стоящий в
основе слова "ислам",
включает в себя весь
понятийный комплекс значений:
сохранности, спасения,
здравости (ума и тела), благости
(намерений), благополучия, мира
- вплоть до понятий сердечной
чистоты и хорошего вкуса! А
производный от этого корня
3-харфовый глагол "асляма"
несет значение добровольного
следования Господнему
руководству.
Итак, ислам - это объективная
истина, которая выражается в
следующем. Все существующее
диалектично развивается по
установленным законам Творца в
одном направлении - к Нему,
начиная и завершая назначенные
сроки. Осознав и приняв это,
человек исполняется иман(ом) -
верой в Бога - и вступает в
Договор с Творцом ("миса'к
аль иман"), добровольно, без
принуждения, радостно
предлагая Ему свою покорность
и беря на себя исполнение
основополагающих обязательств
по формуле: "Ля илляха
илля-ла": 1) вера в Бога
Единого ("ат-таухид"); 2)
вера в Судный День ("йаум
аль-хисаб"), которая в
общем-то и обеспечивает диктат
личной ответственности за
содеянное; 3) следование прямым
путем ("ит'тиба'а сират
аль-мустаким"), основным
параметром коего является
творение добра (включая все
заветы дозволенного) и
запрещение зла (включая все
запреты недозволенного).
Диапазон, вид и степень
благодеяния не имеют предела,
не зависят от времени,
пространства, национальных
особенностей и тесно связаны с
вероисповедальными доктринами
всех времен и народов,
низведенных в виде
монотеистических заповедей.
"Европейская наука за
полтора столетия прошла
большой путь от взгляда на
Мухаммада как на лжеучителя,
наущаемого дьяволом, через
попытки дискредитации его
учения как вторичного,
эклектического по сравнению с
иудаизмом и христианством, до
признания ислама религией,
равной христианству и
иудаизму" (Watt, 1970, стр. 183-184).
Артур Леонард: " Ислам стал
той вехой на страницах мировой
истории, всю значимость
которой наш мир сможет постичь,
лишь поднявшись на должную
высоту".
Бертран Рассел (философ):
"Превосходство Востока было
не только военным. Наука,
философия, поэзия и все виды
искусства процветали в мире
Мухаммада, тогда как Европа
была погружена в варварство.
Европейцы с их непростительной
узостью взглядов называют этот
период "темным веком", но
только в Европе он был
"темным", фактически
только в христианской Европе,
так как Испания, которая была
мухаммеданской (исламской. - В.
П.), имела блестящую
культуру".
Роберт Блифолт (историк):
"Если бы не арабы,
современная европейская
цивилизация никогда бы не
приобрела тот характер,
который позволил ей преодолеть
все фазы эволюции; и хотя нет ни
единой сферы человеческой
деятельности, в которой бы не
ощущалось решающее влияние
исламской культуры, нигде оно
не выражено так ярко, как в
естественных науках и научном
духе. Этот дух был внесен в
европейский мир арабами".
Стенвуд Кобб (основатель
Всемирной ассоциации
прогрессивного просвещения):
"Ислам был фактически
родоначальником эпохи
Возрождения в Европе".
9ноября 1975 г. в Медицинской
академии Парижа состоялась
необычная лекция на тему
"Физиологические и
эмбриологические данные в
Коране". Лекцию читал
профессор д-р Морис Букаи,
действительный член Академии
наук Франции, известный хирург,
археолог, антрополог, ученый с
мировым именем. Лекция имела
беспрецедентный успех, после
чего последовало приглашение
прочитать ее в Лондонском
институте Британского
Содружества Наций. "Я должен
признать, что не вера в ислам
руководила мной в моих первых
исследованиях, а поиск истины...
К тому времени, как я закончил
исследование, я понимал, что
Коран был ниспослан в
откровении пророку... Это
Писание находится в полной
гармонии с современным
знанием, и это соответствие
нельзя объяснить человеческим
фактором... что, как ни странно,
игнорируется западными
исламологами, и здесь нет
ничего удивительного,
поскольку для детального
анализа этого вопроса
требуются знания по многим
областям науки, которым наши
исламологи с их
узкофилологическим фоном
обычно не обладают".
"В исламском мире полностью
отсутствует характерная для
западной цивилизации
дихотомия между священным и
светским. Не делая различия
между сакральным и
профаническим, интегрируя
религию во все аспекты жизни, а
саму жизнь - в ритмику обрядов и
правил, предписываемых
религией, ислам создает
жизненное единство" (Саид
Хуссейн Наср // New Dеlhe. 1990).
208.О вы, кто верует!
В ислам*
смиренно всей душой войдите,
Не следуйте стопами Сатаны, -
Ведь он вам явный враг.
Сура 2 КОРОВА
* Букв. "смирение перед
Богом", "покорность Его
воле", "религия Истины"
(см. прим. 12). Одно слово
включает все три аспекта и не
имеет единого русского
эквивалента, помимо кальки
"ислам". Ислам явился
величайшим творцом
религиозного согласия и мира -
как по своей религиозной
философии, так и по уникальной
гуманности своего вероучения.
По космополитичной гармонии
религиозных доктрин, по
скромности, простоте и высоте
вероисповедальных понятий, по
уникальному раскрытию
Божественной гармонии, по
одухотворенности и гуманности
своего учения ислам не
сопоставим ни с чем ни до, ни
после своего возникновения. Он
реализовал в себе величайшее
совершенство, какое только
доступно религиозной доктрине
Всевышнего: "Я
завершил для вас сегодня
(вероустав) религии Своей... и
изволением Своим назначил вам
ислам, к вам Свою милость
проявив сполна" (С. 5,
ст. 3.).
19.И, истинно, ислам -
религия Аллаха,
И не делились меж собою те,
Кто следовал Писанию Святому,
А несогласье родилось,
Когда пришло познание и
зависть.
Тех, кто не верует в знамения
Аллаха, -
Так ведь Аллах, поистине, в
(Своих)
расчетах скор!
Сура 3 СЕМЕЙСТВО ИМРАН
14.Скажи: "Ужель я в
покровители себе
Возьму кого-нибудь, кроме
Аллаха -
Того, Кто небеса и землю создал,
Кто всем дает потребное (для
жизни),
А Сам свободен от любой
нужды?"
Скажи: "Повелено мне первым
быть
Из тех, кто предался исламу.
И вы не будьте среди тех,
Кто в равные Аллаху
другие призывает божества".
162.Скажи: "Поистине, моя
молитва,
Моя повинность на служение
Аллаху,
Вся жизнь моя и моя смерть -
Все (безраздельно) у Аллаха,
Господа
миров!
163.Нет никаких партнеров у Него
-
Так мне повелено (поставить вам
в завет),
И первый я из тех, кто предался
исламу".
Сура 6 СКОТ
22.*(О
человек!) Не полагай других
богов Аллаху,
Чтобы не быть покинутым в
бесчестии и сраме.
23.И ваш Господь повелевает,
Чтоб поклонялись вы Единому
Ему
И чтоб к родителям своим
благодеяли.
А если кто-нибудь из них иль оба
Достигнут старости в ваш век,
Не говори (презрительное)
"пфи"
И не кричи на них,
А речь веди пристойно с ними.
24.По милосердию (и кротости
души)
Простри крыло смирения пред
ними
И говори:"Господь! Пошли им
милость,
Подобно той, с которою меня -
младенца
Они взрастили (с колыбели)".
25.Господь ваш лучше знает, что у
вас в душе,
И если ваши праведны деянья, -
Поистине, прощающ Он к тому,
Кто лик к Нему свой обращает!
26.Дай ближнему все должное ему,
И бедняку, и путнику (дай кров и
пищу),
Но с безрассудностью (добро) не
расточай, -
27.Ведь расточители - собратья
Сатаны,
А Сатана и Богу своему
неблагодарен.
28.Но если все ж от них ты
отвернешься
И для себя щедрот Господних
будешь домогаться,
То с ними кротко говори.
29.И не привязывай ты руку к шее
И не вытягивай на всю длину,
Чтоб не остаться порицаемым (за
скупость)
Иль обнищавшим (от напрасных
трат).
30.Господь твой щедро
простирает
Удел тому, кто мил Ему,
Или по мере раздает, -
Ведь знает Он и зрит (деянья)
Своих слуг.
31.Из страха обеднеть своих
детей не убивайте -
Мы пропитаем их и вас, -
Ведь убивать их - грех великий.
32.Не приближайтесь к блуду вы, -
Ведь это - срам и путь к дурному.
33.Не убивайте душу, что Аллах
Запретной (для убийства)
сделал,
Иначе, как по праву, (данному
Всевышним).
А если кто-нибудь убит
несправедливо,
Мы дали ближнему его
Власть - (возместить убийце),
Но пусть в (отместном) убиении
своем
Не преступает он дозволенные
грани, -
Ему ведь, истинно, (Закон) уже
помог**.
34.Не приближайтесь вы к
имуществу сирот
Иначе, как (размер) его
улучшить,
До достиженья ими зрелых лет,
И будьте верны обязательствам
своим, -
Ведь с вас об этих
обязательствах испросят.
35.И будьте верны в мере вы
тогда,
Когда вам надлежит отмерить,
И вес давайте на весах, которые
не лгут.
В конечном счете, это -
праведней и лучше.
36.Не надо следовать тому, чего
не знаешь, -
Поистине, (за каждый твой
неверный шаг)
Твой слух, и зрение, и сердце
Будут ответ держать (пред Ним).
37.И не ходи ты горделиво по
земле -
Тебе ее не разверзти на части
И гор по росту не достичь.
38.Все это - ненавистно и
презренно
В Деснице Бога твоего.
39.Это - (лишь часть) того, что
твой Господь
По мудрости Своей тебе поведал;
И не твори с Аллахом наравне
другого бога,
Иначе будешь ввергнут в Ад
Презренным и отверженным
(навечно).
Сура 17 НОЧНОЙ ПЕРЕНОС
* Айат 22 начинает, а айат 39
завершает блестящий перечень
"двенадцати заповедей"
ислама, как справедливо
отмечают известные
западноевропейские исламологи
Гримме и Фостер. Это как бы
мини-вероустав ислама.
**См. Месть
(прим. разработчика web-сайта)
22.Так неужели тот,
Чье сердце распахнулось для
ислама,
Чтоб Свет Господней Истины
принять
(Сравнится с тем,
Чье сердце затвердело от
греха)?
И горе тем,
Сердца которых очерствели и
закрылись
Для всякого воспоминания о
Боге!
Они все - в явном заблужденье.
Сура 39 ТОЛПЫ
33.Что может быть прекрасней
речи,
Чем та, что к Господу зовет,
Творить благое призывает
И гласит: "Принадлежу я к тем,
Кто предался исламу"?"
34.Добро и зло не могут быть
равны;
Так оттолкни же зло добром,
И тот, кто ненависть к тебе
питает,
В родного друга обратится.
35.И не даровано сей чести
никому,
Помимо тех, кто с отрешением
терпел.
И не даровано сей чести никому,
Помимо обладателей великой
доли.
36.И если Сатана ко злу тебя
склоняет,
Ищи спасения у Бога, -
Ведь Он Один всеведущ и всесущ!
Сура 41 РАЗЪЯСНЕНЫ
По свидетельству
Абу Наджиха аль-Ирбада ибн
Сарийа (да будет Аллах
благосклонен к нему!):
Посланник Аллаха
(да благословит его Аллах и
приветствует!) прочел нам
наставление, от которого наши
сердца наполнились
благоговейным страхом, а глаза
- слезами. И сказали мы: "О
Посланник Аллаха, наставление
твое нам видится прощальным.
Оставь же нам свое
завещание".
(Пророк) сказал: "Завещаю вам
страшиться Господнего гнева* и оставаться
благочестивыми даже тогда,
когда раб станет вашим
господином. Истинно, тот из вас,
кто проживет долгую жизнь,
станет свидетелем
многочисленных раздоров, а
потому строго следуйте тому
пути, по которому я вел вас и по
Сунне праведных халифов, (что
была завещана им мною,) - не
отступайте от нее ни на йоту. Не
допускайте никаких
нововведений, ибо каждое из них
- (человеческое) измышление, а в
каждом вымысле - заблуждение, а
в нем-то - прямая дорога в Ад".
Хадисы Пророка. Хадис 93
* Элемент страха перед
Аллахом является немаловажным
в Исламе, но он строго подчинен
элементу любви к Всевышнему, и
в этой связи было бы
справедливо привести слова
молитвы Али ибн аль-Муаффака:
"О, Аллах, если я служу Тебе
из страха перед Адом, то
покарай меня Адом; если я служу
тебе из чистой любви, тогда
делай мне все, что Тебе
угодно".
По свидетельству
Ибн 'Умара (да будет Аллах
благосклонен к нему!), который
передал нам слова Пророка (да
благословит его Аллах и
приветствует!):
Из всего разрешенного (в
Исламе) самым ненавистным в
деснице Аллаха является
развод.
Хадисы Пророка.
Хадис 126
По свидетельству Му'адха ибн
Джабля (да будет Аллах
благосклонен к нему!), который
поведал нам:
Я сказал: "О Посланник
Аллаха, скажи мне, какие
действия приведут меня в Рай и
уберегут от Ада?" Он ответил:
"Ты задал мне самый главный
вопрос по существу дела,
которое, тем не менее, легко
выполнимо для того, кому Аллах
предрешил легко его выполнить.
Ты должен поклоняться лишь
одному Богу Единому - Аллаху -
не придавая Ему никого в
соучастники; ты должен по часам
творить молитву; ты должен
платить очистительную
милостыню (закат); ты должен
соблюдать пост в Священный
месяц Рамадан; и, наконец, ты
должен совершить
паломничество к Дому (Ибрахима
в Мекке)"*.
Далее он сказал: "Не указать
ли мне вам на Врата
Добродетели? Пост - как
предохранительный щит;
милостыня - что смывает грех,
подобно потоку воды,
смывающему пламя; и молитва
человека в глубине ночи".
Затем он произнес:
Они свои постели оставляют
И призывают Бога своего
Из страха (гнев Его навлечь),
С надеждой (на Его
благоволенье),
И (щедро) раздают (на подать)
(Из благ), что низвели Мы им.
(Сура 32, ст. 16)
И ни одна душа из
них не знает,
(Как много Божьей) благодати
Еще сокрыто взорам их
В награду за их добрые деянья.
(Сура 32, ст. 17)
И (далее) сказал: "Не указать
ли мне вам на первостепенную
значимость этого вопроса, на
его опорные столпы и на то, что
венчает его?" Я ответил: "О
да, Посланник Аллаха!" Он
продолжал: "Коренная
сущность этого вопроса - Ислам;
опорные столпы его - молитва, а
венчает его - Джихад". И затем сказал:
"А теперь не указать ли мне
вам, что обеспечивает контроль
над всем этим?" Я сказал: "О
да, Посланник Аллаха!" И
тогда он указал пальцем на свой
язык и сказал: "Наложи
крепкую узду на это". Я
сказал: "О, Посланник Аллаха!
Неужто то, что мы говорим будет
поставлено нам в вину?" Он
ответил: "Неужто ты лишен
всякого понимания? Разве есть
что-нибудь (более мощное), что
может сразу повергнуть
человека лицом на землю - или,
как он сказал, носом об землю -
(и прямо) в Ад, чем плоды его
языка?"
Хадисы Пророка.
Хадис 162
* Мусульманская святыня -
Ка'аба в Мекке; молитвенная
супротива для всех мусульман
мира. Здесь перечислены пять
столпов Ислама - как
основополагающие для
соблюдения каждым
мусульманином.
По свидетельству
Аус бин Шурабил (да будет Аллах
благосклонен к нему!), который
передал слова Пророка (да будет
на нем благословение и мир
Аллаха!):
Тот, кто старается усилить
(позиции) угнетателя осознавая,
что это именно так и есть, уже
покинул Ислам!
Хадисы Пророка. Хадис 190
Комментарии В.М. Пороховой
|