СМЕРТЬ |
12 Не
ускоряйте смерти
заблуждениями вашей жизни и не
привлекайте к себе погибели
делами рук ваших. 13 Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, 14 ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. 15 Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: 16 нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием. Книга премудрости Соломона . Глава 1 23 Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; 24 но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. Книга премудрости Соломона . Глава 2 1 А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. 2 В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, 3 и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. Книга премудрости Соломона . Глава 3 37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. 38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Евангелие от Луки . Глава 20 51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Евангелие от Иоанна . Глава 8 27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение. Апостол Павел . Послание к Евреям . Глава 9 11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. 12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. 14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) . Глава 20 8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) . Глава 21 Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного! 28. Как вы не верите в Аллаха? Вы (изначально) были жизни лишены. Затем Он одарил вас ею. Со временем Он повелит вам умереть, Чтобы потом опять вернуть вас к жизни, И вновь потом к Нему вы возвратитесь. 153. О вы, кто верует! Себе вы в помощь призовите Терпение, и стойкость, и молитву - Ведь Бог благоволит к тому, Кто терпелив и стоек духом. 154. И об убитых на пути Господнем Не говорите, что они мертвы. Нет! Они живы, - Но этого постичь вам не дано. Сура 2 КОРОВА (П) 169. И не считайте мертвыми вы тех, Кто на пути Господнем был убит. Нет, они живы! Удел свой обретя В присутствии Господнем, 170. Вкушая радости, что даровал им Бог, С заботою о тех, кто позади остался И следует по их стопам, - На них не ляжет страх, Печаль не отягчит их. 171. Они в лучах щедрот и благости Господней, И ведают, что Бог не даст погибнуть Награде тех, кто предались, - 172. Тех, кто, откликнувшись на зов Господний и пророка, Перенеся все раны (пораженья), Творит добро и Господа страшится - Их ждет великая награда. Сура 3 СЕМЕЙСТВО ИМРАН (П) 5. О, род людской! Коль вы в сомнении о воскресении (на Суд), То рассудите (сами): Мы создали из праха вас, Потом из капли (спермы), Потом из сгустка, А потом же из куска частью оформленного, Частью еще бесформенного мяса, - (Все это для того), чтоб ясно разъясняя (Вам показать могущество Свое), - И до назначенного срока В утробах помещаем то, Чему желанием Своим Мы назначаем быть. Потом выводим вас младенцем, Чтоб дать вам зрелости достичь. Средь вас есть те, кто умирает (в свое время), А есть и те, кто погружаясь в немощь дряхлых лет, Лишается (всего богатства) знаний, Которым он владел в былые времена. (И далее), ты смотришь на безжизненную землю, Когда ж Мы на нее прольем дождем, Она вся зашевелится, набухнет И в парах изведет Все виды поросли прекрасной. 6. И это потому, что лишь Аллах Есть Истина (творенья, - начало и конец его), Он лишь живит обретших смерть, Он - Всемогущ над всем и вся! 7. И потому, что Час наступит - Нет в том сомненья никакого. - И потому что воскресит Аллах Всех, пребывающих в могилах. Сура 22 ПАЛОМНИЧЕСТВО (П) 58. Доверься лишь Тому, кто вечно жив, Кого коснуться Смерть не может, И возглашай Его хвалу! Достаточно (все)веленья Его О грешном (бытие) Его рабов (в сем мире), - 59. Кто небеса и землю сотворил, И то, что пребывает между ними, За шесть дней И после утвердился на престоле - (Наш) Милосердный (Бог); (И если ты в сомнении о том), Спроси о Нем того, кто сведущ! Сура 25 РАЗЛИЧИЕ (П) 19. Изводит Он из мертвого живое, И из живого мертвому велит сойти. Он возвращает жизнь земле, Когда она поникла в смерти, - Так будете и вы воскрешены. Сура 30 АРРУМ (П) 50. Они приблизятся с расспросами друг к другу, 51. И вот один из них начнет: "Имел я друга на земле, 52. Который говорил обычно: "Ужель ты из числа таких, Кто истиной (Послание) считает? 53. Ужель, когда умрем и станем прахом и костьми, Мы будем призваны на Суд?" 54. Ответит тот: "Хотел бы ты взглянуть (что там)?" 55. И он взглянул, И в сердцевине огненного Ада узрел его, 56. И так сказал: "Клянусь Аллахом! Ты на погибель мог меня обречь. 57. Не будь на то Господня милость, Я был бы среди тех, кто был туда повержен. 58. Ужель другая смерть нас не постигнет, 59. Помимо той, которой мы уже подверглись, И мы не будем преданы мученьям, - 60. Сие - поистине наивысшая награда!" 61. Чтоб возыметь подобную (усладу), Усердствуют пусть все, В ком праведность и тщание живут. Сура 37 ВЫСТРОЕННЫЕ В РЯДЫ (П) 51. Поистине, благочестивым быть в надежном месте, 52. Среди Садов и родниковых вод. 53. Одетые в атлас и шелк, Они друг против друга (разместятся). 54. Так (будет)! Мы им дадим напарниц С большими лучезарными глазами. 55. Там к их услугам всякие плоды В усладе безопасной. 56. Им не вкусить там смерть, помимо первой. Он их от мук Огня избавит, - 57. По щедрости Владыки твоего. Сие есть величайшее признание (Аллаха)! Сура 44 ДЫМ (П) 21. Ужель считают те, Которые творят дурное, Что наравне Мы их поставим с теми, Кто верует и доброе творит? Ужель сравни их жизнь и смерть? Как же неверно они мыслят! Сура 45 КОЛЕНЛПРЕКЛОНЕННЫЕ (П) По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) о том, что Аллах (да будет Он могущ и возвышен!) сказал: Я объявляю войну любому, кто проявляет враждебность по отношению к тому, кто безгранично Мне предан. Нет ничего более любимого Мною, чем Мой слуга, приближающийся ко Мне, исполнив все религиозные обязанности, которые Я возложил на него, и продолжающий приходить ко Мне со все новыми, сверхдолжными добродеяниями, чтобы Я возлюбил его. А когда Я возлюблю его, Я стану ушами, которыми он слышит, и стану глазами, которыми он видит, рукой, которой он наносит удар, и ногами, которыми он ходит. И что бы он ни попросил Меня, Я непременно дам ему это, и, если он попросит Меня об убежище, Я непременно дам ему его. И ничто не вызывает во Мне так много колебаний, как (тот момент, когда Мне приходится) забрать душу Моего верного слуги: ведь он ненавидит смерть, а Я ненавижу причинять ему боль. Хадисы 'Кудси. Хадис 25 По свидетельству Абу Умама (да будет Аллах благосклонен к нему!), которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) передал слова Аллаха (да будет Он могущ и возвышен!): "Поистине, из тех, кто предан Мне, Я больше всех благоволю к тому, чьи средства скудны, а молитва обильна, кто особо обходителен в почитании своего Господа и повинуется Ему втайне, чьи (мотивы поведения) людям неясны, и он ничем неприметен (для них), чьи средства едва достаточны для проживания, и все же он терпеливо сносит это". Тут Пророк встряхнул рукой и сказал: к нему рано придет кончина, скорбящих о нем будет мало, а имение скудно. Хадисы 'Кудси. Хадис 26 По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!): Если Мой служитель желает встречи со Мной, Я желаю встречи с ним; а если он не желает встречи со Мной, то и Я не желаю встречи с ним. Сие передано со слов аль-Бухари и Малика По свидетельству 'Айиши (да будет Аллах благосклонен к ней!), которая передала нам слова (своего мужа) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!): Тот, кто желает встречи с Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот, кто не желает встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи. Я спросила: о Посланник Аллаха, не потому ли (человек не желает этой встречи), что он боится смерти; но ведь мы все боимся смерти? (Пророк) ответил: "Это не так. Дело в том, что когда верующему человеку сообщается весть о Господней милости, о Его одобрительном довольствие (им) и о Его Рае, он желает встречи с Аллахом, а Аллах желает встречи с ним. Когда же неверующему сообщается весть о наказании Аллаха, о Его неодобрении и недовольстве, то он (естественно) не желает встречи с Аллахом, а Аллах не желает встречи с ним". Хадисы 'Кудси. Хадис 30 Естественно, мы всегда являемся свидетелями огромной разности в отношении к смерти у верующего и неверующего человека. Если верующий человек относится к вопросу о смерти чрезвычайно спокойно и даже в какой-то степени оптимистично, видя в ней закономерный (установленный Творцом) переход из одного состояния жизни в другое, то неверующий человек убежден, что смерть обрекает его на абсолютный уход из бытия, он зол и раздражителен, и если, даже в лучшем случае, он и уверится в существовании Творца, если возрастная мудрость и подскажет ему это, то и тогда отягощенный многолетними грехами, он не будет желать встречи с Творцом, страшась кары за содеянное. Комментарии В. М. Пороховой По свидетельству Анаса бин Малика (да будет Аллах благосклонен к нему!): Три принадлежности покойного провожают его (в последний путь): члены его семьи, его имущество и его дела (за прожитую жизнь). Первые две - возвращаются, а третья - сопровождает его дальше. Хадисы Пророка. Хадис 66 По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): Никто из вас не должен молить о своей (скорейшей смерти), потому что, если вы хороший человек, у вас будет больше возможностей увеличить количество благих поступков и решений. Если же вы нехороший человек, у вас появится шанс исправить свое дурное прошлое (и тем самым очиститься). Хадисы Пророка. Хадис 131 По свидетельству Анаса бин Малика (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал слова Пророка (да будет на нем благословение и мир Аллаха!): Никто из вас не должен желать себе смерти из-за бедствия (горя), которое обрушилось на вас. А если кто-то ничего не может с собой поделать, разве что молить о смерти, то он должен сказать: О, Аллах! Дай мне жить до тех пор, пока жизнь для меня лучше и возьми мою жизнь, когда лучшей для меня окажется смерть. Хадисы Пророка. Хадис 170 По свидетельству Абу 'Катада бин Риб'и аль-Ансари (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам: Завидев похоронную процессию, посланник Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) сказал: "Освободившийся или освободивший?" Люди спросили: о, посланник Аллаха! Что значит "освободившийся или освободивший"? Он ответил: верующий освобождается (смертью) от тягот и хлопот ближнего мира и уходит под милостивую (сень) Аллаха, в то время как злодей (своей смертью) освобождает от себя людей, землю, мир флоры и фауны. Хадисы Пророка. Хадис 177 По свидетельству 'Айши (да будет Аллах благосклонен к ней!), которая передала слова Пророка (да будет на нем благословение и мир Аллаха!): (Никогда) не злословьте о мертвых, ведь они уже получили то, что заработали. Хадисы Пророка. Хадис 178 |