НЕ ЖЕЛАЙ НИЧЕГО БЛИЖНЕГО |
7 Если кто
отдаст ближнему на сохранение
серебро или вещи, и они
украдены будут из дома его, то,
если найдется вор, пусть он
заплатит вдвое; 8 а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей [и поклянется], что не простер руки своей на собственность ближнего своего. 9 О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто - нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое. 10 Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен, так что никто сего не увидит, - 11 клятва пред Господом да будет между обоими в том, что [взявший] не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а [тот] не будет платить; 12 а если украден будет у него, то должен заплатить хозяину его; 13 если же будет [зверем] растерзан, то пусть в доказательство представит растерзанное: за растерзанное он не платит. 26 Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, 27 ибо она есть единственный покров у него, она - одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд. Исход . Глава 22 1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 если кто согрешит и сделает преступление пред Господом и запрется пред ближним своим в том, что ему поручено, или у него положено, или им похищено, или обманет ближнего своего, 3 или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем - нибудь, что люди делают и тем грешат, - 4 то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел; 5 или если он в чем поклялся ложно, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности; 6 и за вину свою пусть принесет Господу к священнику в жертву повинности из стада овец овна без порока, по оценке твоей; 7 и очистит его священник пред Господом, и прощено будет ему, что бы он ни сделал, все, в чем он сделался виновным. Левит . Глава 6 20 И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею. Левит . Глава 18 21 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. Второзаконие . Глава 5 14 Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем, доставшемся тебе в земле, которую Господь Бог твой дает тебе во владение. Второзаконие . Глава 19 24 Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько [хочет] душа твоя, а в сосуд твой не клади. 25 Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего. Второзаконие . Глава 23 17 Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. Второзаконие . Глава 27 20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; 21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. 22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: 23 ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, 24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. 25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; 26 потому что из - за жены блудной [обнищевают] до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу. 27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? 28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? 29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины. 30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; 31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего. 32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: 33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, 34 потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, 35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров. Притчи Соломона . Глава 6 22 Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы. Книга Премудрости Иисуса , сына Сирахова . Глава 34 13 Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его, 14 кто говорит: "построю себе дом обширный и горницы просторные", - и прорубает себе окна, и обшивает кедром, и красит красною краскою. Книга пророка Иеремии . Глава 22 15 Вы ныне обратились и поступили справедливо пред очами Моими, объявив каждый свободу ближнему своему, и заключили предо Мною завет в доме, над которым наречено имя Мое; 16 но потом раздумали и обесславили имя Мое, и возвратили к себе каждый раба своего и каждый рабу свою, которых отпустили на волю, куда душе их угодно, и принуждаете их быть у вас рабами и рабынями. 17 Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду, и отдам вас на озлобление во все царства земли; 18 и отдам преступивших завет Мой и не устоявших в словах завета, который они заключили пред лицем Моим, рассекши тельца надвое и пройдя между рассеченными частями его, 19 князей Иудейских и князей Иерусалимских, евнухов и священников и весь народ земли, проходивший между рассеченными частями тельца, - 20 отдам их в руки врагов их и в руки ищущих души их, и трупы их будут пищею птицам небесным и зверям земным. Книга пророка Иеремии . Глава 34 11 Иной делает мерзость с женою ближнего своего, иной оскверняет сноху свою, иной насилует сестру свою, дочь отца своего. 12 Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог. 13 И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя. 14 Устоит ли сердце твое, будут ли тверды руки твои в те дни, в которые буду действовать против тебя? Я, Господь, сказал и сделаю. Книга пророка Иезекииля . Глава 22 17 Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь. Книга пророка Захарии . Глава 8 9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Апостол Павел . Послание к Римлянам . Глава 13 6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными. 7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8 Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Апостол Павел . Первое послание к Коринфянам . Глава 6 Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного! 32. И не желайте вы тех благ, Которыми Господь Одних из вас перед другими наделил. Мужчине надлежит все то, что он заслужит, И женщина получит то, что должно ей. Себе ж щедрот вы испросить должны у Бога. Господь, поистине, о всякой вещи знающ! Сура 4 ЖЕНЩИНЫ (П) 152. К имуществу сирот не прикасайтесь Иначе, как лишь с тем, чтобы его улучшить, Пока к ним возрастная зрелость не придет. Со справедливой точностью блюдите вес и меру. И не возложим Мы на душу груз, Что больше, чем она поднимет. (Когда ж на суд вас призовут, То) говорите только правду, Коль даже против близких и родных. Блюдите верность заповедям Бога, Ведь это - то, что Он вам заповедал, Чтобы упомнили вы это. Сура 6 СКОТ (П) 131(131). И не простирай своих глаз на то, чем Мы наделили некоторые пары их - расцветом жизни здешней, чтобы испытать их этим. Удел Господа твоего лучше и длительнее! Сура 20 ТА ХА (К) 181. Вы ж соблюдайте меру верно, Не будьте из числа таких, Кто (ближнему) чинит потери недомером; 182. И взвешивайте верными весами, 183. И не удерживайте от людей того, Что им принадлежит по праву, И не ходите по земле, нечестие творя. Сура 26 ПОЭТЫ (П) 9. И те, кто в вере утвердился, И собственный очаг имеет, И повернулся всей душой К тем, кто нашел у них приют; И в своем сердце не испытывает тягу К тому добру, что предоставлено другим, А отдает им предпочтенье над собою, Хотя находится в нужде; И те, кто оградил себя от скупости души, - Они, поистине, восторжествуют! Сура 59 ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (П) По свидетельству Абу Дарра аль-Гифари (да будет Аллах благосклонен к нему!) со слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) о том, что в одном из высказываний, переданных ему от Всевышнего, Господь (да будет Он прославлен и возвышен!) сказал: "О слуги Мои, Я запретил любое притеснение по отношению к Себе и запретил его вам по отношению друг к другу, а потому не посягайте (ни на честь, ни на имущество, ни на жизнь) друг друга. О те, кто служит Мне, все из вас сбились с прямой стези, помимо тех, кого Я направил (по ней), а потому добивайтесь (делами своими и помыслами) Моего руководства, и Я направлю вас. О служители Мои, все вы голодны, помимо тех, кому Я дал пищу, а потому просите пищу у Меня, и Я дам вам ее. О слуги Мои, все вы наги, помимо тех, кому Я доставил одежды, а потому ищите одежды у Меня, Я дам вам их. О слуги Мои, вы грешите и ночью, и днем, и все же Я прощаю все грехи, а потому взывайте ко Мне о прощении, и Я прощу вас. О слуги Мои, вы не достигнете никакого успеха в причинении Мне вреда, а потому не вредите Мне; и вы не способны принести Мне пользы, а потому никогда не будете Мне полезны. О слуги Мои, будь первый из вас иль последний из вас, будь вы человеком или джинном, в котором пребывает набожность и благочестие столь великое, на которое только способно человеческое сердце, это не увеличит царство Божие ни на йоту. О служители Мои, будь первый из вас иль последний, будь вы в образе человека или джинна, в котором пребывает безнравственность столь великая, на которое только способно человеческое сердце, это не убавит от царства Божьего ни йоты. О служители Мои, будь первый из вас иль последний из вас, будь вы человеком или джинном, если вы подниметесь в каком-то месте и воззовете ко Мне с прошением и если Я дам каждому из вас то, о чем он просит, это никак не уменьшит то, чем Я владею, точно так же, как опущенная в море игла не уменьшит количества воды в нем. О служители Мои, Я рассчитываюсь с вами, а потом вознаграждаю вас только за ваши дела, (за содеянное вами), а потому да воздаст хвалу Аллаху тот, кто нашел благо, тот же, кто нашел нечто иное, пусть не ищет виновных, виновен он один. Хадисы 'Кудси. Хадис 17 По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Посланника Аллаха (да будет на нем благословение и мир Аллаха!) о том, что Всевышний Аллах сказал: Наградой от Меня Моему верному служителю будет не что иное, как Рай, (в том случае), если Я приближу к Себе его лучшего друга из обитателей (земного) мира, а он отнесется к этому с должной терпимостью. Хадисы 'Кудси. Хадис 29 Здесь, очевидно, речь идет о должном чувстве бескорыстия и доброжелательности человека по отношению к ближнему и явно просматривается подтекст осуждения зависти по отношению к тому, кому было отдано предпочтение. Ведь недаром в Суре 113 Кор'ана мы молим Аллаха защитить нас "от зла завистника, когда в нем зависть зреет". Комментарии В.М.Пороховой По свидетельству Абу Дарра (да будет Аллах благосклонен к нему!): Тот, кто претендует (в суде) на то, что ему не принадлежит, не является одним из нас (т. е. мусульманином), и он найдет свое место в Аду. Хадисы Пророка. Хадис 60 По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!): Не завидуйте друг другу; не испытывайте ненависти по отношению друг к другу; не отворачивайтесь друг от друга; не сбивайте ставки друг другу, а будьте, о слуги Аллаха! братьями. Один мусульманин - брат другому мусульманину: он не притесняет его и не предает его интересы, он не лжет ему и не оскорбляет его презрением. Набожность (вера в Бога) находится прямо здесь (и Пророк указал на грудь три раза). Очень дурно для каждого человека испытывать чувство презрения по отношению к своему брату мусульманину и смертным грехом для мусульманина является убийство другого мусульманина, либо завладение его имуществом, или же посягательство на его честь. Хадисы Пророка. Хадис 76 По свидетельству Aбу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) поднялся на ноги и заговорил с нами об "аль гулюл(е)"*, подчеркивая важность вопроса и заявляя при этом, что "аль гулюль" является большим грехом: "Никогда не совершайте "аль гулюль", т. к. мне бы не хотелось видеть никого из вас в Судный День, несущего на своей шее блеющую овцу либо ржащую лошадь. И этот человек воззовет (ко мне): о Посланник Аллаха, предстательствуй за меня перед Аллахом! - и я отвечу ему: я не могу помочь тебе, потому что я передал тебе послание Аллаха. Мне бы также не хотелось увидеть человека, несущего на своей шее оскалившегося верблюда, такой человек скажет: о Посланник Аллаха, предстательствуй за меня перед Аллахом! - и я отвечу: я не могу помочь тебе, ведь я передал тебе послание Аллаха. И мне не хотелось бы увидеть человека, несущего на своей шее золото и серебро и взывающего (ко мне): о Посланник Аллаха, предстательствуй за меня перед Аллахом! - а я скажу ему: я не могу помочь тебе, ведь я передал тебе послание Аллаха. И я не хотел бы увидеть человека, несущего на своей шее развевающиеся одежды, который скажет мне: о Посланник Аллаха, предстательствуй за меня перед Аллахом! - а я скажу ему: я не могу помочь тебе, ведь я передал тебе послание Аллаха". Хадисы Пророка. Хадис 104 * Я оставляю кальку "аль гулюль", потому что это слово не имеет строго адекватного перевода на русский язык. В абстрактно-широком смысле оно означает принятие "подарка" (а если быть более точными) - взятки в обмен (или в ответ) за оказанную услугу; а в узкоконкретном смысле: присвоение части коллективной прибыли, выигрыша (а в еще более узком смысле времен Пророка: части военных трофеев) до их распределения между участниками сделки, между участниками союзных сторон, между членами общины и т. п., исходя из принципа, что вам причитается. Комментарии В.М.Пороховой По свидетельству Ибн 'Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): Человек не должен вступать в торг, когда его брат* уже завершил его, и он не должен делать предложение (о вступлении в брак) женщине, которой его брат уже сделал предложение, разве что с его согласия. Хадисы Пророка. Хадис 127 * "Брат" не только по крови, но и по вере, т.е. любой его соплеменник. Комментарии В.М.Пороховой По свидетельству 'Аббаса (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!): Если бы люди получали все, на что они претендуют, они бы претендовали на имущество и жизнь(других) людей, а потому (при высказывании таких претензий) бремя доказывания (их обоснованности) ложится на истца, тогда как принесение клятвы возлагается на его оппонента. Хадисы Пророка. Хадис 147 |