ЕдинобожиеО БогеПророкиЗакон и ЗаповедиДобро и злоВоскресениеОб ИсламеГлавная
 

  О ДЖИХАДЕ

Призыв к сражению с агрессивно неверными в Коране постоянно, без единого исключения, оговаривается условием начала такого сражения (когда неверные агрессивно враждебны и "не удерживают рук от вас") и его окончания, когда они сложат оружие и примирятся с соседствующим инаковерием и, если хотите, инакомыслием и внесением своего гражданского вклада в государственную казну для обеспечения функционирования государственных структур того общества, частью которого они являются, - того, что сейчас именуется налогообложением, причем от налога освобождались особо бедные, женщины, дети, рабы, священнослужители и монахи (см. Абу Ханифа).

190.Сражайся за Господне дело
Лишь с тем, кто борется с тобой,
Дозволенного грань не преступай, -
Аллах не любит тех, кто преступает
(Пределы, установленные Им).
191.Но с ними не воюй у стен Святой Мечети,
Пока они не трогают тебя,
А если все ж они начнут сраженье в этом месте,
Убей их, -
Таким должно быть воздаяние неверным.
192.Но если прекратят они, -
Аллах ведь всепрощающ, милостив безмерно!
193.Борьбу ведите с ними до того мгновенья,
Пока не будет больше угнетения и смут
И воцарит религия Аллаха;
Когда же враг ваш прекратит борьбу,
Оружие сложите и гоните тех,
Кто продолжает сеять смуту.

Сура 2 КОРОВА

4.А потому, когда вы встретитесь с неверными в бою,
По шеям головы ссекайте*,
Когда же проведете основное подавленье,
(Берите в плен их и) удерживайте крепко.
За этим: или благость (им явить, освобождая),
Или (за их свободу) выкуп (взять),
Пока война не сложит свое бремя.
Так (надлежит вам поступать)!
И если бы Аллах желал того,
Он Сам бы с них взыскал (как должно),
Но (вам Он оставляет это),
Чтоб испытать одних другими.
А те, кто на пути Господнем был убит, -
Деянья тех не обратит Он в тщету.
5.Он их направит (в жизнь другую),
И добрым сделает их состоянье,
6.И в Рай введет,
Который дал им (в Откровении) узнать.

Сура 47 МУХАММАД


* Ср. слова Иисуса: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч...(Мф. 10:34). Ислам строго определяет сущность ведения войны, которая сводится к следующему: война может вестись исключительно при начале агрессии со стороны, правоверным никоим образом не дозволено начинать агрессию первыми. Не существует мотивов для начала агрессии. Территориальные притязания, экономическая выгода, борьба за власть - все это преходящие, мирские дела, чуждые священной войне Джихад, ведущейся с целью утверждения религии Бога Единого исключительно в ответ на агрессию неверных.

89.Им бы хотелось, чтоб вы стали
Столь же неверны, как они, -
Чтоб с ними одинаковы вы были.
Вы не берите их себе в друзья,
Пока не переселятся они
(Из нечести) на путь Аллаха.
Но если же они вас предадут,
То, где бы вы их ни нашли,
Хватайте их и предавайте смерти;
И не берите никого из них
Ни другом, ни помощником себе -
90.Помимо тех, кто связан с тем народом,
Что состоит в союзе с вами,
Иль тех, которые придут к вам с тягостью в душе
От (нежеланья) воевать
Ни с вами и ни со своим народом.
И если бы желал Аллах,
Он дал бы им над вами мощь,
И стали б они с вами воевать.
Но если, не сражаясь с вами,
Они от вас отступят и предложат мир,
Аллах недозволяет вам никоего пути
(Вести сраженье) против них!
91.Средь них вы и других найдете,
Которые хотят в доверие войти
И к вам, и к своему народу.
Но всякий раз, как их зовут к вражде,
Они (с готовностью) ввергаются в нее.
И коль они от вас не отойдут,
Вам мира не предложат и не удержат рук,
То, где бы вы их ни нашли,
Хватайте их и предавайте смерти, -
Мы вам над ними доставляем власть!

Сура 4 ЖЕНЩИНЫ


Здесь глагол "тауаля" во всех почитаемых арабских тафсирах контекстуально толкуется как "боевое, военное предательство" и почему-то толкуется И. Ю. Крачковским и Г. С. Саблуковым как "отвернуться", "отворотиться", что и приводит русскоязычного читателя в недоумение относительно того, почему мирное "отворачивание" карается смертью - за чем немедленно следует вывод о кровожадности и нетерпимости ислама, - яркое доказательство того, как неверная передача смысла одного слова может породить ложное представление об учении в целом. Точное толкование этого айата следует незамедлительно ниже, в конце ст. 90, 91. Здесь, как и в С. 2, ст. 190 - 193, и С. 47, ст. 4 - 6, речь идет о священной войне Джихад, и опять я обращаюсь к блестящему исследованию Вл. Соловьева "Магомет. Его жизнь и религиозное учение": "Дело Божие должно торжествовать на земле. Оно торжествует через добровольную преданность верных и через вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника Божия, злые принуждаются к повиновению его мечом". Абсолютную правильность такой оценки подтвердили исторические установления на земле Господних религий. Но, как правильно отмечает Вл. Соловьев, "священная война была для Мухаммеда религиозно-политической мерой (для усмирения агрессивного зла, потому как пассивное зло в этом мире ненаказуемо. - В. П.), временно необходимой, а никак не постоянным религиозным принципом" (Соловьев Вл. Собрание сочинений. Спб., 1886 - 1896. Т. 6. С. 597). Целью священной войны было не обращение неверных в ислам, а принятие ими объективной реальности его существования. "Не разрешил в религии Он принужденья", - читаем мы в С. 2, ст. 256. "Сражайся за Господне дело лишь с тем, кто борется с тобой. Дозволенного грань не преступай!" - читаем там же, в ст. 190. Веротерпимость ислама всегда поражала умы исследователей-ученых. Что красноречивее может подтвердить это утверждение, чем ст. 136 С. 2 и ст. 84 С. 3?! Во все века в странах, исповедующих ислам, в мире и благочестивом спокойствии соседствовали молитвенные дома всех конфессий, где "имя Бога почиталося сполна" (Коран).
Глагольная форма от "джихад" - "джахид(у)", которая (надо отдать должное всем русским переводчикам Корана) правильно передана как "прилагайте усердие, усилие", "усердствуйте". В этой связи мне представляется уместным привести здесь материал относительно толкования слова "Джихад" (вызывающего такую бурю страстей на Западе у не искушенной словарным значением этого слова аудитории!), истинное значение которого дано в прим. 235 и 627, а у непредвзятого, не обремененного религиозной тенденциозностью богобоязненного праведника выражено в официальном документе под заголовком "Ориентации на диалог между христианами и мусульманами", выпущенном в 1970 г. Ватиканским департаментом по нехристианским делам Церкви на Втором Ватиканском Соборе. Это документ чрезвычайной важности, указывающий на "пересмотр нашего отношения к исламу с критическим анализом наших предрассудков... Мы должны отказаться от устаревшего образа, как наследия прошлого, искаженного предрассудком и клеветой, и признать прошлую несправедливость по отношению к мусульманам, за которую Запад с его христианским образованием несет ответственность". Текст документа изложен на 150 страницах; он объективно отвергает "классический" взгляд христиан на ислам и призывает к непредвзятой оценке реальности: "Мусульмане и христиане почитают одного и того же Бога, Бога Авраама, Моисея и Иисуса (NB! Иисус - в одном ряду (тот же статус?) с Авраамом и Моисеем. Это уже ислам. - В. П.), Одного и Единого, Всемилостивого и Милосердного, Властелина Судного Дня... и Аллах не что иное, как арабское имя этому Богу". В 1969 г. кардинал Кониг заявил об этом единстве веры в главной мечети Каира перед аудиторией студентов самого престижного в мире исламского университета Аль-Азхар. В апреле 1974 г. глава Ватиканского департамента по нехристианским делам Церкви посетил с официальным визитом Королевство Саудовской Аравии и передал Его Величеству королю Фейсалу Послание Его Преосвященства Папы Павла VI "с глубокой верой в объединение исламского и христианского мира в их почитании Единого Бога". В октябре того же года Ватикан с большими почестями принимал Верховного Муфтия Королевства Саудовской Аравии, после чего ему был оказан самый теплый прием Церковным Собором в Женеве, а затем архиепископом Страсбурга Святейшим Эльхингером. Архиепископ предложил совершить полуденную молитву в его соборе - факт, сам по себе имеющий чрезвычайное религиозное значение. (На это уже имеется исторический прецедент: предложения совместной молитвы халифу Омару в стенах Церкви Вознесения в Иерусалиме). Документ также указывает на откровенные искажения в переводе и толковании Священного Корана, где предвзято и тенденциозно истолкованы такие постулаты ислама, как вопрос добровольного принятия религии (цитируется ст. 256 С. 2), "джихад фи сабиль Алла" (документ дает корректное толкование как "усилия на пути Господнем, предпринимаемые верующими по защите себя от агрессивного посягательства недругов" и указывает, что это не имеет ничего общего с библейским "херемом", а "является законным правом на свою религию и новые земли").

136.Скажите вы: "Мы веруем в Аллаха,
И в Откровение, ниспосланное нам,
И Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку и Йакубу,
И всем двенадцати исраильским коленам;
И в то, что Мусе (Бог) послал,
И в то, что даровал Он Исе
И что другим пророкам снизошло, -
Меж ними мы не делаем различий,
И лишь Ему мы всей душой предались".

Сура 2 КОРОВА

84.Скажи, (о Мухаммад!): "Мы веруем
в Аллаха и (в Откровение),
Что Он нам ниспослал,
И в то, что ниспослал Он Ибрахиму,
Исмаилу, Исхаку и Йакубу,
И (всем двенадцати исраильским) коленам,
И в то, что Мусе Он послал,
И в то, что даровал Он Исе
И что другим пророкам снизошло, -
Меж ними мы не делаем различий, -
И лишь Единому Ему мы предаемся".

Сура 3 СЕМЕЙСТВО ИМРАН


По свидетельству Абу Са'йда (да будет Аллах благосклонен к нему!):
Лучший Джихад есть тот, когда человек говорит правду в лицо правящему тирану.

Хадисы Пророка. Хадис 54


"Джихад" - усилия, предпринимаемые верующим человеком на Господнем промысле: подача милостыни тем, кто в нужде; учение с целью познания Господней истины, овладение научным знанием и передача своего знания другим; защита бедных и обездоленных и т. п. Что касается военного Джихада, то Ислам строго определяет сущность ведения войны, которая сводится к следующему: война может вестись исключительно при начале агрессии со стороны, правоверным никоим образом не дозволено начинать агрессию первыми. Не существует мотивов для начала агрессии. Территориальные притязания, экономические выгоды борьба за власть - все это преходящие, мирские дела, чуждые "священной войне" Джихад, ведущейся с целью утверждения религии Бога Единого исключительно в ответ на агрессию неверных.

По свидетельству Абдуллы бин 'Амр (да будет Аллах благосклонен к нему!), который поведал нам:
Человек пришел к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует!) просить его разрешения принять участие в военном Джихаде.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), [увидев перед собой мужчину в зрелом возрасте,] спросил его: "Твои родители живы?" Тот кивнул утвердительно. "Тогда прежде всего (вернись к ним) и заботься об их здравии", - ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!).

Хадисы Пророка. Хадис 138


По свидетельству Абу Мусы (да будет Аллах благосклонен к нему!), который передал нам слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):
Вам надлежит освободить пленных, накормить голодных и навещать больных*.

Хадисы Пророка. Хадис 141


* Речь, вероятнее всего, идет о послевоенном Джихаде, ибо все три установления уже сами по себе являются Джихадом.

Комментарии В.М.Пороховой


Hosted by uCoz